СОВЕТ ПО ИСЛАМСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
«ПОДГОТОВКА СЛУЖИТЕЛЕЙ И РЕЛИГИОЗНОГО ПЕРСОНАЛА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ»
Профиль «Исламские науки и воспитание, арабский язык»
(квалификация, степень для лиц мужского пола – «имам-хатыйб, преподаватель исламских наук и арабского языка»,
для лиц женского пола – «преподаватель исламских наук и арабского языка»)
Базовая подготовка
Принят на заседании Совета по исламскому образованию протокол № 2 /19/СИО от 29 июля 2019 г.
2019
Образовательный стандарт среднего религиозного образования по направлению
«Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций» профиль
«Исламские науки и воспитание, арабский язык» (квалификация, степень для лиц мужского пола
– «имам-хатыйб, преподаватель исламских наук и арабского языка», для лиц женского пола –
«преподаватель исламских наук и арабского языка»). 2019 г.
I. Область применения
1.1. Настоящий Образовательный стандарт среднего профессионального религиозного образования базовой подготовки представляет собой совокупность требований к условиям и результатам образования, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по направлению подготовки «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций», профиль «Исламские науки и воспитание, арабский язык» образовательными организациями среднего профессионального религиозного образования, учрежденными централизованными религиозными организациями России.
1.2. Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального религиозного образования базовой подготовки направлена на формирование мусульманского мировоззрения, основанного на вероучении ислама в соответствии с положениями суннитских религиозно-правовых и богословских школ, на базе общероссийской гражданской идентичности с учетом традиционных ценностей мусульманских народов России.
Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального религиозного образования базовой подготовки обеспечивает подготовку высококвалифицированных религиозных служителей и религиозного персонала мусульманского вероисповедания в соответствии с требованиями суннитских религиозно-правовых школ – имам-хатыйба, преподавателя исламских наук и арабского языка.
1.3. Примерная образовательная программа среднего профессионального религиозного образования начальной подготовки разрабатывается Учредителем (централизованной религиозной организацией) на основании настоящего образовательного стандарта.
Духовные образовательные организации формирует свою основную профессиональную образовательную программу на основании настоящего
образовательного стандарта и с учетом примерной образовательной программы, утвержденной Учредителем.
Основные профессиональные образовательные программы утверждаются директором МРО ДОО после согласования с Учредителем.
1.4. Право на реализацию основных профессиональных образовательных программ образовательная организация среднего профессионального религиозного образования имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным региональным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПРО |
- среднее профессиональное религиозное образование; |
Учредитель |
- централизованная религиозная организация; |
ОПОП |
- основная профессиональная образовательная программа, которая включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии; |
УЦ ОПОП |
- учебный цикл основной профессиональной образовательной программы; |
ОС СПРО |
- образовательный стандарт среднего профессионального религиозного образования; |
ДОО |
- духовная образовательная организация. |
III. Характеристика направления подготовки
3.1. В соответствии с каноническими особенностями ислама осуществлять богослужебную деятельность имеют право исключительно лица мужского пола, поэтому по результатам аттестации по настоящей ОПОП выпускникам мужского и женского пола присваиваются разные квалификации.
Нормативные сроки освоения ОПОП СПРО базовой подготовки при очной форме получения образования, а также присваиваемая квалификация приводятся в Таблице 1.
Таблица 1.
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ОПОП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой аттестации |
Для лиц мужского пола: имам-хатыйб, преподаватель исламских наук и арабского языка. Для лиц женского пола: преподаватель исламских наук и арабского языка |
2 года 10 месяцев |
3.2. Реализация заочной и очно-заочной форм обучения по данному направлению подготовки устанавливается коллегиальным органом управления ДОО после согласования с Учредителем.
3.3. Возможности продолжения образования:
Выпускник подготовлен к продолжению образования:
- по образовательным программам высшего профессионального религиозного образования (бакалавриат);
- по ОПОП СПРО иных типов подготовки.
IV. Области профессиональной деятельности
4.1. Выпускник по направлению «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций» (профиль «Исламские науки и воспитание, арабский язык») готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
- религиозно-проповедническая;
- учебно-воспитательная и просветительская;
- социально-практическая;
- экспертно-консультативная;
- представительско-посредническая;
- организационно-управленческая;
- научно-богословская.
4.2. Выпускник осуществляет профессиональную деятельность в следующих областях:
- религиозно-проповедническая деятельность во всех областях общественной и частной жизни, при условии соблюдения законодательства РФ о свободе совести;
- организационно-управленческая, научно-богословская, учебно- воспитательная и просветительская деятельность в мусульманских религиозных организациях;
- социально-практическая и воспитательная деятельность в группах социальной адаптации и реабилитации;
- экспертно-консультативная и представительско-посредническая деятельность в государственных, муниципальных, общественных, конфессиональных, международных и межконфессиональных организациях.
4.3 Выпускник по направлению «Подготовка служителей и религиозного персонала религиозных организаций» (профиль «Исламские науки и воспитание,
арабский язык») должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
религиозно-проповедническая:
распространение духовных ценностей и вероучения ислама в соответствии с их трактовкой, соответствующей суннитской богословской школой;
организация и проведение обрядов в соответствии с суннитской правовой школой;
участие в различных религиозных общественных мероприятиях, выступление на религиозные темы;
регулирование взаимоотношений между мусульманами, а также между мусульманами и немусульманами по различным вопросам организации жизнедеятельности в соответствии с исламскими канонами.
учебно-воспитательная и просветительская:
организация и осуществление учебной, воспитательной и методической работы в мусульманских религиозных организациях по образовательным программам начального религиозного образования;
участие в организации и осуществлении учебной, воспитательной и методической работы в мусульманских религиозных организациях по ОПОП СПРО.
социально-практическая:
деятельность по социальной адаптации, защите, помощи и реабилитации.
экспертно-консультативная:
участие в составе экспертных комиссий во всех областях профессиональной деятельности выпускника;
участие в составе консультативных групп во всех областях профессиональной деятельности выпускника.
представительско-посредническая:
работа в координационных структурах с участием религиозных организаций; осуществление представительско-посреднических функций во всех областях
профессиональной деятельности выпускника;
просветительская деятельность в средствах массовой информации, учреждениях культуры и искусства;
организационно-управленческая:
работа в качестве руководителя местной мусульманской религиозной организации;
работа в качестве вспомогательного административно-управленческого персонала в централизованных религиозных мусульманских организациях;
участие в подготовке и проведении различных мероприятий в религиозных мусульманских организациях;
научно-богословская:
сбор, систематизация и анализ информации по основным исламским наукам; публичное выражение богословской позиции с точки зрения ислама в
отношении актуальных проблем общества;
изучение и возрождение мусульманского богословского наследия; подготовка обзоров, аннотаций, статей, составление рефератов и
библиографии по тематике проводимых научно-богословских исследований;
участие в работе семинаров, научных конференций, круглых столов, богословских органах мусульманских религиозных организаций, в подготовке публикаций.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Религиозные компетенции (код – РК) обеспечивают подготовку руководителя мусульманской религиозной общины в соответствии с требованиями соответствующей суннитской правовой школы и классическими традициями мусульманского образования, определяют базовые знания в области исламских наук, направлены на формирование мусульманского мировоззрения. Религиозные компетенции включают в себя:
- осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной и богослужебной деятельности;
- позитивное отношение к иным, отличающимся от имеющих распространение в регионе, суннитским религиозно-правовым и богословским школам;
- наличие общих представлений о предмете, принципах, методах, этапах формирования, взаимосвязи основных исламских наук;
- наличие общих представлений об основных исторических этапах жизни пророка Мухаммада, иных пророков, упоминаемых в Коране, в соответствии с классической мусульманской традицией.
- знание ключевых канонических исламских источников и умение их анализировать с использованием методологии основных исламских наук;
- знание и исповедание канонических основ вероучения в соответствии с их трактовкой, соответствующей суннитской богословской школе;
- способность сопоставлять идеологические позиции и вероучения различных религиозных течений в соответствии с их трактовкой, соответствующей суннитской богословской школе;
- способность осуществлять оценку собственных мыслей, убеждений, поступков, а также мыслей, убеждений, поступков других людей с точки зрения их соответствия догматическим требованиям ислама;
- способность проповедовать догматические положения ислама в различных социальных группах;
- способность разъяснять применение догматических положений исламских наук в отношении к повседневной жизни мусульманина;
- способность выполнять обрядовые, организаторские, хозяйственные функции в деятельности мусульманского прихода;
- умение работать в команде, организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения;
- умение использовать в своей деятельности нормативные правовые документы;
- способность анализировать авторитетные богословские суждения для оценки актуальных проблем личности и общества с исламских позиций;
- способность к экспертно-консультативной и представительско- посреднической деятельности в государственных, муниципальных, общественных, конфессиональных, международных и межконфессиональных организациях;
- способность к организации и проведению социально-практической и воспитательной деятельности в группах социальной адаптации и реабилитации.
Регионально-религиозные компетенции (код – РРК) дополняют религиозные компетенции с учетом особенностей бытования среди народов Российской Федерации региональных исламских традиций. Регионально- религиозные компетенции способствуют эффективной деятельности выпускника в качестве руководителя региональной мусульманской общины на территории Российской Федерации, успешной его интеграции в местное религиозное мусульманское сообщество. Регионально-религиозные компетенции включают в себя:
- наличие общих представлений о региональных особенностях распространения популярных исламских источников среди народов Российской Федерации, исповедующих ислам;
- наличие общих представлений о региональных особенностях обрядовой практики народов Российской Федерации, исповедующих ислам;
- наличие общих представлений о региональных особенностях применения отдельных норм исламского права (муамалят) народом Российской Федерации, исповедующим ислам;
- наличие общих представлений о богословском наследии народов Российской Федерации, исповедующих ислам;
- умение проводить обряды поклонения с учетом региональных особенностей обрядовой практики народов Российской Федерации, исповедующих ислам.
Национально-региональные компетенции (код – НРК) обеспечивают способность выпускников осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение и развитие национальной культуры в мусульманском сообществе народов Российской Федерации, исповедующих ислам. Национально- региональные компетенции включают в себя:
- осознание самоценности народно-национальной культуры и необходимости ее сохранения и развития;
- способность осуществлять устную и письменную коммуникацию на национальном языке;
- знание литературных традиций народа;
- знание основной классической терминологии по исламскому вероучению на национальном языке;
- способность к организации социально значимых мероприятий, направленных на сохранение национальных традиций народов Российской Федерации, исповедующих ислам;
- знание основных этапов исторического развития региона (субъекта Российской Федерации) с древнейших времен до наших дней, место и роль региона и населяющих его народов в истории России и в мировой истории в целом.
Гражданские компетенции (код – ГК) отражают сформированность у выпускника общероссийской гражданской идентичности, обеспечивают способность выстраивать толерантные отношения с представителями различных социальных групп. Формирование у выпускника гражданских компетенций имеет целью интеграцию мусульманского сообщества в современную общественную структуру России на основе равенства всех перед законом и уважения прав человека. Гражданские компетенции включают в себя:
- осознание себя гражданином страны и способность нести ответственность за свою гражданскую позицию;
- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям различных народов, населяющих Россию, толерантно воспринимать социальные и культурные различия между ними;
- способность выстраивать партнерские отношения и сотрудничать в рамках реализации значимых социальных проектов с представителями иных культур и религий, а также иных религиозных течений в исламе, не запрещённых законодательством РФ;
- способность различать «цели и средств» исламских религиозных норм и традиций; цели неизменны, а средства вариативны и изменяемы в соответствии с конкретным историческим, социально-культурным, этногеографическим, экономическим и политическим контекстом.
Компетенции в области арабского языка (код – АЯК) обеспечивают способность выпускника читать и понимать оригинальный религиозный текст на арабском языке, извлекать информацию из прочитанного с целью практического ее использования в качестве руководителя мусульманской религиозной общины и освоения исламских наук. Компетенции в области арабского языка включают в себя:
- знания о фонетической, лексической и грамматической системе арабского языка;
- наличие первичных навыков аудирования, чтения и понимания содержания текстов, устной (монологической и диалогической) и письменной речи на арабском языке;
- навыки перевода с арабского языка на русский и национальные языки текстов религиозной тематики;
- наличие общих представлений о культуре и традициях стран, в которых говорят на арабском языке, основных правилах речевого этикета;
- знание основной классической религиозной исламской терминологии, необходимой для изучения исламских наук на арабском языке;
- навыки чтения и понимания канонических текстов на арабском языке;
- способность к чтению Корана с соблюдением канонических правил рецитации;
- владение средствами арабского языка для демонстрации грамматических правил;
- способность воспринимать и оценивать с точки зрения соответствия правилам арабского языка устную и письменную речь.
Общие педагогические компетенции (код – ОПК) основаны на знаниях об общих закономерностях процесса обучения и воспитания с учетом принципов обучения и воспитания личности мусульманина в исламе, обеспечивают способность выпускников к участию в организации образовательной деятельности в мусульманской религиозной организации по образовательным программам начального религиозного и среднего профессионального религиозного образования. Общие педагогические компетенции включают в себя:
- способность учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
- готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития на различных возрастных ступенях обучающихся с опорой на
исламские принципы обучения и воспитания, принципы народной педагогики;
- готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;
- готовность применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах детей и инвалидов;
- способность к выявлению интересов, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся;
- способность эффективно взаимодействовать с родителями, педагогами и психологами образовательной организации по вопросам воспитания, обучения и развития обучающегося детского и подросткового возраста;
- способность самостоятельно разрабатывать учебные и учебно-методические материалы к учебному процессу по образовательным программам религиозного образования;
- способность решать задачи религиозного воспитания и духовно- нравственного развития личности обучающихся по образовательным программам религиозного образования;
- готовность применять современные и традиционные для религиозного образования методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности;
- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно- воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
- способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации религиозно- просветительской деятельности.
Специальные педагогические компетенции (код – СПК) обеспечивают способность выпускника осуществлять образовательную деятельность по конкретным дисциплинам образовательных программ начального религиозного и среднего профессионального религиозного образования с использованием современных и традиционных для религиозного образования методов обучения и воспитания.
VI. Требования к структуре и содержанию ОПОП СПРО
2):
6.1. ОПОП предусматривает изучение следующих учебных циклов (Таблица
цикл ОГС – общие гуманитарные и социальные дисциплины; цикл ОПД – общие профессиональные дисциплины;
педагогическая и производственная практики; итоговая аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую и вариативную части. Вариативная
часть устанавливается ДОО. Базовая часть включает в себя обязательные для освоения дисциплины (модули), устанавливаемые Учредителем. Базовая часть предусматривает наличие национально-регионального компонента, содержащего дисциплины (модули), направленные на преимущественное формирование компетенций для осуществления успешной профессиональной деятельности среди народов Российской Федерации, исповедующих ислам.
Дисциплины (модули) вариативной части устанавливаются ДОО по согласованию с Учредителем. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием дисциплин (модулей) базовой части, позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности. Расширение и (или) углубление возможно путем увеличения объема отдельно взятых дисциплин базовой части, либо включением новых дисциплин в вариативную часть.
6.3. Базовая часть цикла «Общие гуманитарные и социальные дисциплины» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин:
«Арабский язык» («Практический курс арабского языка», «Теоретическая грамматика арабского языка», «Практическая фонетика арабского языка»),
«История религий», «Педагогика и психология», «Гражданская и этнокультурная идентичность мусульман России», а также в составе национально-регионального компонента: «Язык проповеди», «Родная литература», «История развития ислама в регионе (субъекте Российской Федерации)», «История ислама в России».
Базовая часть профессионального цикла «Общие профессиональные дисциплины» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «Исламское вероучение» (акыйда), «Чтение и запоминание Корана» («Правила чтения Корана» (таджвид), «Заучивание Корана» (хифз),
«Корановедение» (улюм аль-Куран), «Толкование Корана (тафсир)», «Основы поклонения» (ибадат), «Исламское право» (муамалят), «Основы исламского права» (усуль аль-фикх), «Жизнеописание пророка Мухаммада (сира)»,
«Хадисоведение» (мусталах аль-хадис), «Изречения пророка Мухаммада»(с.г.в.) (хадис), «Обязанности имама и основы проповеди» / «Женщина в исламе»,
«Исламские течения и группы», «Методика преподавания исламских наук»,
«Методика преподавания арабского языка», «Исламская этика» (ахляк), «История исламской цивилизации», «История исламского законодательства (тарих ат- ташри)», «Логика (мантык)», «Основы научно-исследовательской деятельности».
Таблица 2
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ СТАНДАРТА
Шифр |
Наименование дисциплин и их основные разделы |
Коды формируем ых групп компетенци й |
Нормати вное количест во аудиторн ых часов, необходи мое для освоения образова тельного модуля |
|
Обязательная часть циклов ОПОП |
|
|
ОГС.00 |
Общие гуманитарные и социальные дисциплины |
|
1683 |
|
Базовая часть |
|
1326 |
ОГС.01 |
Арабский язык |
|
1192 |
ОГС.01.01 |
Практический курс арабского языка
Арабская культура как содержание иноязычного образования. Лексический материал, необходимый для проявления коммуникативной компетенции в наиболее распространенных ситуациях в официальной и неофициальной сферах. Грамматический материал, необходимый для формирования лингвистической компетенции обучаемых. Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный). Практика устной и письменной речи. |
АЯК, СПК |
529 |
ОГС.01.02 |
Теоретическая грамматика арабского языка
Морфология и ее основные характеристики. Виды морфем. Морфемный состав слова. Части речи в арабском языке и их морфологические категории. Синтаксис и его основные характеристики. Части речи в арабском языке. Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений. Члены предложения. Грамматика текста, его синтаксический анализ. |
АЯК, СПК |
628 |
ОГС.01.03 |
Практическая фонетика арабского языка
Буквы и звуки арабского языка, правила артикуляции. Фонетический материал, необходимый для коррекции и постановки правильного произношении и интонации. |
АЯК, СПК |
35 |
ОГС.02 |
История религий
Первоначальный монотеизм Адама: от падения в невежество до возвращения к единому Богу. |
РК, ГК |
34 |
ОГС.03 |
Педагогика и психология
Общая педагогика. Исламская система образования. Общая психология. Психология личности. Социальная психология. |
НРК, ОПК |
68 |
ОГС.04 |
Гражданская и этнокультурная идентичность мусульман России |
ГК |
32 |
ОГС.Р |
Национально-региональный компонент |
|
255 |
ОГС.Р.01 |
Язык проповеди |
НРК |
70 |
ОГС.Р.02 |
Родная литература |
НРК |
68 |
ОГС.Р.03 |
История развития ислама в регионе (субъекте Российской Федерации) |
НРК, ГК |
51 |
ОГС.Р.04 |
История ислама в России |
НРК, ГК |
66 |
ОГС.В. |
Вариативная часть ОГС |
|
102 |
ОПД.00 |
Общие профессиональные дисциплины |
|
1871 |
|
Базовая часть |
|
1623 |
ОПД.01 |
Исламское вероучение (акыйда)
История возникновения исламского вероучения. Концепция веры. Шесть столпов исламского вероучения согласно соответствующей суннитской богословской школе: вера в Аллаха, вера в ангелов, вера в Писания, вера в посланников, вера в Судный день, вера в предопределение. |
РК, НРК, АЯК, СПК |
140 |
ОПД.02. |
Чтение и запоминание Корана |
|
240 |
ОПД.02.01 |
Правила чтения Корана (таджвид)
Наука рецитации Корана, её значение. Классификация букв по месту образования (махрадж), свойства букв. Буквы и виды «мадда». Правила чтения «нуна с сукуном» и «танвина». Правила чтения «мима с сукуном». Правила чтения буквы «ра». Правила чтения буквы «лям». «Калькаля». Твёрдое и мягкое произношение букв. Правила чтения священного слова Аллах». Сакта. Правила остановки. |
РК, АЯК, СПК |
36 |
ОПД.02.02 |
Заучивание Корана (хифз) |
РК, РРК, АЯК, СПК |
204 |
ОПД.03. |
Корановедение (улюм аль-Куран)
Предмет коранических наук. Коран и Откровение. Коран и его постепенное ниспослание. Начало и конец ниспослания Корана. Порядок аятов и сур в Коране. Причины ниспослания аятов и сур Корана. «Мекканские» и «Мединские» аяты и суры. Комментирование Корана, его принципы, источники и его разновидности. Комментирование Корана в современное время. Переводы Корана и связанные с этим шариатские нормы. Отменяющие и отменённые аяты Корана. «альАхруф ас-саб’а». Различные стили Корана. Различные трактовки значения букв, предваряющих некоторые сур. История собирания Корана. Устная и письменная традиции сохранения и передачи Корана. Канонические традиции написания Корана. Непревзойдённость Корана. Коранические истории. Обязанности людей по отношению к Корану. |
РК, АЯК, СПК |
68 |
ОПД.04 |
Толкование Корана (тафсир)
Знание классического комментария к 30-ой части Корана. |
РК, РРК, АЯК, СПК |
134 |
ОПД.05 |
Основы поклонения (ибадат)
Цели и задачи мусульманского права. Изучение обрядов поклонения (очищение, намаз, пост, закят, хадж) в соответствии с суннитской традицией. |
РК, РРК, АЯК, СПК |
140 |
ОПД.06 |
Исламское право (муамалят)
Торговые и имущественные взаимоотношения. Семейные отношения: заключение брака, различные виды развода и расторжения брака. Обеспечение семьи и близких. |
РК, РРК, АЯК, СПК, ГК |
134 |
|
Забота о ребёнке. Покровительство. Основы наследственного права (мирас). |
|
|
ОПД.07 |
Основы исламского права (усуль аль- фикх)
Введение в теорию и методологию основ исламского права. Коран как один из основных источников исламского права. Классификация фраз (аятов Корана) с точки зрения их смыслового содержания, раскрытия их смысла, степени непостижимости смысла, применения их смыслов, методов постижения смысла. Сунна как один из основных источников исламского права. Иджма (консенсус мусульманских ученых) как один из основных источников исламского права. Кыяс (суждение по аналогии) как один из основных источников исламского права. Аль-хукм аль-вад’и и аль-хукм ат таклифи. Методология сопоставления шариатских доказательств. Иджтихад и таклид. |
РК, АЯК, СПК |
66 |
ОПД.08 |
Жизнеописание пророка Мухаммада (сира)
Род пророка Мухаммада, его рождение и детство. Жизнь до пророчества. Начало пророческой миссии. Первые мусульмане и трудности на их пути. Открытое обращение с призывом к исламу. Переселение в Эфиопию. «Аль- исра и аль-ми'радж». Переселение в Медину. Основные исторические события, имевшие место после переселения пророка Мухаммада (с.а.в.) в Медину. Взятие Мекки. Болезнь и |
РК, ОПК, СПК |
70 |
|
смерть пророка Мухаммада (с.а.в.). Внешние и внутренние качества пророка Мухаммада (с.а.в.). Чудесные знамения пророка Мухаммада (с.а.в.). |
|
|
ОПД.09 |
Хадисоведение (мусталах аль-хадис)
Введение в хадисоведение. Основная терминология и разновидности хадисов. Цепочка передатчиков хадиса «иснад» и ее виды. Сборники хадисов. |
РК, АЯК, СПК |
68 |
ОПД.10 |
Изречения пророка Мухаммада (хадис)
Содержание, источник передачи, лексические единицы, использование в иных исламских науках хадисов из сборника хадисов «Сорок хадисов» и избранных хадисов из сборника хадисов «Рийад ас-салихин». |
РК, АЯК, СПК, ГК |
172 |
ОПД.11 |
Обязанности имама и основы |
РК, РРК, |
66 |
|
проповеди (для обучающихся |
НРК, СПК, |
|
|
мужчин) |
ГК |
|
|
Проповедническая деятельность имама. Региональные традиции совершения отдельных религиозных обрядов. Религиозная (богослужебная) деятельность прихода. Социальная деятельность прихода. |
|
|
|
Образовательная деятельность |
|
|
|
религиозной организации. |
|
|
|
Административная и организаторская |
|
|
|
деятельность в приходе. Юридические и |
|
|
|
экономические аспекты деятельности |
|
|
|
мусульманской религиозной |
|
|
|
организации (прихода). |
|
|
|
Женщина в исламе (для обучающихся женщин)
Статус женщины в исламе. Личность женщины в Коране и Сунне. Роль женщины в исламском обществе. Обязанности перед Аллахом. Нравственные качества мусульманки. Достоинства женщины в исламе. Основные требования к одежде мусульманки. Отношения между мужчинами и женщинами в обществе. Права и обязанности женщины в исламе. Брак в исламе. Материнство. Многоженство. Отношение к здоровью и спорту. Разрешенные и запрещенные украшения. |
|
|
ОПД.12 |
Исламские течения и группы
Предмет изучения дисциплины. История возникновения, основные воззрения, методология крупнейших течений в исламе: сунниты, му‘тазилиты, хариджиты, шииты, мурджииты. Современные религиозные течения ислама. |
РК, АЯК, СПК, ГК |
34 |
ОПД.13 |
Методика преподавания исламских наук
Общее понятие о методах преподавания. Традиционные формы и методы преподавания исламских наук. Основные цели и задачи преподавания исламских наук. Планирование урока, выбор наиболее подходящей методики преподавания исламских наук. Методика использования основных и вспомогательных средств обучения при преподавании исламских наук. Способы оценки знаний при преподавании исламских наук. Особенности преподавания основных исламских наук. |
РК, СПК |
34 |
ОПД.14 |
Методика преподавания арабского языка
Методика преподавания арабского языка как наука. Традиционные формы и методы преподавания арабского языка. Способы оценки языковых компетенций обучающегося. Методика преподавания фонетики и графики арабского языка. Методика обучения различным видам почерка (каллиграфия). Методика преподавания лексики. Методика преподавания морфологии и синтаксиса арабского языка. Методика развития устной речи. Методика использования основных и вспомогательных средств обучения при изучении арабского языка. |
РК, АЯК, СПК |
34 |
ОПД.15 |
Исламская этика (ахляк)
Предмет исламской этики. Исторические этапы формирование этических норм. Этические нормы и принципы ислама. Взаимосвязь между этическим учением ислама и общечеловеческими ценностями. Концепция самосовершенствования личности в исламе. Общие этические нормы ислама. |
РК, ОПК, СПК |
70 |
ОПД.16 |
История исламской цивилизации
Образование халифата. Правление праведных халифов. Омейадский халифат: Аббасидский халифат. Распад арабо-мусульманской империи. Мамлюкский султанат. Османская империя, её возникновение, расцвет и упадок. Основные тенденции развития мусульманских стран в XX веке. Мусульманский мир в XXI веке. |
СПК |
68 |
ОПД.17 |
История исламского законодательства (тарих ат-ташри) |
РК, СПК |
34 |
|
Становление исламского законодательства в эпоху Пророка и его сподвижников. Исламское законодательство в период праведных халифов. Состояние исламского законодательства в период с конца эпохи праведных халифов и до начала II в. по хиджре. Состояние исламского законодательства в период с начала II в. по хиджре и до середины IV в. по хиджре. Возникновение четырёх мазхабов и их основатели. Исламское законодательство в период с IV в. по хиджре и до падения Багдада. Исламское законодательство в период с середины VII в. по хиджре и до сегодняшнего времени. |
|
|
ОПД.18 |
Логика (мантык) |
РК, АЯК, СПК |
34 |
ОПД.19 |
Основы научно-исследовательской деятельности |
РК, ОПК, СПК |
17 |
ОПД.В. |
Вариативная часть ОПД |
|
248 |
|
Общее количество аудиторных часов |
|
3554 |
|
Практики |
РК, РРК, НРК, ГК, АЯК, ОПК, СПК |
|
|
Итоговая аттестация |
РК, РРК, НРК, ГК, АЯК, ОПК, СПК |
|
VII. Требования к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ
7.1. ДОО обязана сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
ДОО обязана способствовать развитию социально-воспитательного компонента как в составе учебного процесса, так и вне его, включая специально организованную воспитательную деятельность, осуществляемую преподавателями и сотрудниками ДОО, по формированию мусульманского мировоззрения и образа жизни обучающихся, развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в деятельности религиозных, общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных и научно-богословских студенческих обществ.
7.2. В рабочей программе каждой дисциплины должны быть чётко сформулированы конечные результаты обучения в органической связи с осваиваемыми знаниями, умениями, приобретаемыми навыками и формируемыми убеждениями в целом по ОПОП, в соответствии с установленными настоящим стандартом для дисциплины группами компетенций.
7.3. Минимальный объем аудиторных учебных занятий обучающихся составляет 30 академических часов в неделю по очной форме обучения.
7.4. Раздел ОПОП "Практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально- практическую подготовку обучающихся. Для проведения различных видов практик заключаются договоры с организациями, соответствующими области профессиональной деятельности выпускника.
При реализации ОПОП предусмотрены следующие виды практик:
- педагогическая;
- производственная.
Целью производственной практики является ориентация в будущей профессиональной деятельности – ознакомление с практической деятельностью имама-хатыйба; получение знания о практических формах деятельности
соответствующей религиозной организации, а также практические навыки самостоятельно и в составе коллектива решать задачи в соответствии с различными видами профессиональной деятельности выпускника. Местами проведения производственной практики являются мусульманские религиозные организации, отвечающие области и задачам профессиональной деятельности выпускника.
Целью педагогической практики является ориентация в будущей профессиональной деятельности – ознакомление с практической деятельностью преподавателя исламских наук; формирование педагогических компетенций в соответствии с направлением подготовки. Местами проведения педагогической практики являются мусульманские религиозные организации, реализующие образовательные программы начального и среднего профессионального религиозного образования.
По каждому виду практики назначается руководитель. Проведение практики завершается аттестацией, которая осуществляется руководителем практики на основании отчётов обучающихся. По результатам аттестации выставляется дифференцированный зачет.
7.5. Реализация цикла ОГС ОПОП должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее и (или) высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научно-методической деятельностью.
Реализация цикла ОПД ОПОП должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее и (или) высшее религиозное образование и систематически занимающимися научно-методической и научно-богословской деятельностью.
Требования к кадровому обеспечению реализации иных циклов ОПОП определяются соответствующими положениями, утверждаемыми Учредителем.
7.6. ОПОП должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным циклам ОПОП.
Все учебные дисциплины ОПОП должны быть обеспечены соответствующей обязательной учебно-методической литературой: печатными изданиями из расчета
не менее 1 экземпляра на 2 обучающихся и/или электронными изданиями. ДОО обеспечивает систематическое хранение и использование обучающимися учебно- методической литературы в виде специально организованного библиотечного фонда. Требования к перечню обязательной учебно-методической литературы по дисциплинам ОПОП устанавливаются Учредителем, в том числе и с учетом федерального списка экстремисткой литературы, публикуемого Министерством юстиции РФ.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной включает официальные, справочно- библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.
7.7. ДОО, реализующая ОПОП, должна располагать материально- технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-богословской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом ДОО и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
7.8. ДОО обеспечивают учебные занятия ОПОП необходимым демонстрационным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, включающими тематические иллюстрации, соответствующие рабочим программам дисциплин.
VIII. Оценка качества освоения профессиональных основных образовательных программ
8.1. ДОО обязана обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
- мониторинга, периодического обновления ОПОП;
- разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, выпускников;
- обеспечения компетентности преподавательского состава;
- регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими
образовательными |
организациями с |
привлечением представителей |
работодателей. |
|
|
Оценка качества |
освоения ОПОП |
должна включать текущую, |
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются ДОО самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца от начала обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных знаний, умений, навыков, компетенций. Фонды оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются ДОО.
ДОО должны быть созданы условия для максимального приближения форм текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к требованиям их будущей профессиональной деятельности, для чего в качестве внешних экспертов могут привлекаться преподаватели, читающие смежные дисциплины, представители Учредителя.
8.2. Итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы и два междисциплинарных итоговых экзамена: 1) по арабскому языку и методике преподавания; 2) по исламским наукам и методике их преподавания.
На итоговой аттестации студент должен продемонстрировать владение компетенциями, указанными в настоящем стандарте.
Программа итоговой аттестации утверждается Учредителем. Председателем итоговой аттестационной комиссии является представитель Учредителя.